СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Город Достоевского

“ВСТРЕЧИ В СТАРОЙ РУССЕ – ДЛЯ НАС ВСЕГДА ОГРОМНЫЙ ПРАЗДНИК”

Беседа с Кареном Степаняном, заместителем председателя Российского общества Достоевского

Карен Ашотович, как было создано Российское общество Достоевского?

Первоначально Российское общество Достоевского (РОД) возникло в 1991 году. А так называемые “чтения Достоевского” проводились с 1971-1972 годов в Петербурге, в доме-музее Достоевского. С середины 80-х годов в мае месяце регулярно проходят чтения уже в Старой Руссе. Первоначально они являли собой представительные конференции, на которые собирались все ведущие ученые стран мира. И первая мысль о создании Общества Достоевского возникла именно в 1991 году, когда в условиях перестройки такая возможность реально появилась. Между прочим, предполагалось создать Союзное общество Достоевского, так как в то время существовал Советский Союз, а специалисты по творчеству Ф.М.Достоевского жили и работали в разных республиках СССР. Состоялось избрание руководства, определилась структура, оформлялись документы… Но тут Советский Союз, как известно, распался: встала необходимость создания Российского Общества Достоевского.

В 1992 году оно фактически уже было создано, но юридически не было оформлено как РОД - на название “Российское” надо было получить правительственное разрешение. Общество носило просто название “Общество Достоевского”, по уставу в него могли входить не только российские, но и иностранные ученые ближнего и дальнего зарубежья.

Какие задачи поставили перед собой учредители Общества?

Одной задачей создания РОД была ликвидация “ненормальности” того, что в послевоенное время были созданы общества Достоевского в Америке, Японии и других странах, а на родине Достоевского, в России, – нет. Другой задачей было как-то скоординировать и объединить усилия по изучению творчества Федора Михайловича Достоевского, по изданию некоторых печатных трудов, по организации конференций, симпозиумов, по развитию связей с институтами, со школами, с театрами, с киногруппами и иными организациями. Одной из самых важных целей мы также считали создание печатного издания, посвященного изучению творчества и духовного наследия Ф.М.Достоевского. Именно так и возник наш альманах “Достоевский и мировая культура”, главным редактором которого выбрали вашего покорного слугу, Карена Ашотовича Степаняна. С 1993 года и посей день это издание, слава Богу, выходит в свет - правда, нечасто. За это время было опубликовано 15 выпусков издания “Достоевский и мировая культура”.

Председателем “Общества Достоевского” - в ту пору И.Л. Волгиным - был создан и “Фонд Достоевского”, коммерческая организация. Должны были собираться деньги и средства на организацию научно-технического центра, на создание библиотеки и т.д. Но получилось так, что эти две организации оказались независимыми друг от друга… В Обществе была проведена переорганизация.

В каких регионах России работают активисты Общества Достоевского?

На сегодняшний день существует 14 региональных организаций: в Воронеже, Калининграде, Томске, Иркутске, Уфе, Магнитогорске, Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Великом Новгороде, Петрозаводске, Москве, Санкт-Петербурге и Старой Руссе. Каждая из них ведет свою научную работу, координируясь с Москвой. В нашем Обществе состоит около 250 членов. Стать членом Общества Достоевского может любой литературовед, историк, писатель, публицист, литературный критик или даже просто любитель творчества Федора Михайловича Достоевского. Могу заверить, что, например, школьный кружок по изучению творчества Достоевского может не только войти в члены нашего Общества, но и получить посильную помощь, поддержку в работе от специалистов, а также участвовать в проводимых Обществом конференциях.

 

Что бы Вы могли сказать о значении Достоевского для России?

Достоевский – великий русский писатель, философ, мыслитель. Он действительно очень много значит для России, и его значение в современном нашем Отечестве, уверен, будет расти. Все более очевидным становится гигантская масштабность и сила творчества человека, который любые явления окружающего мира оценивал с точки зрения евангельской истины. Читая сегодня, например, уникальный “Дневник писателя” (собственный журнал Достоевского, который представлял собой, с одной стороны, своеобразный отчет о духовной, творческой, интеллектуальной жизни Достоевского, с другой – отражал широчайшую панораму жизни страны и мира) поражаешься, насколько злободневно сегодня звучат его главы – идет ли речь о защите Россией сербов и других славянских народов на Балканах и реакции на это Запада, о социально-политических и экономических проблемах внутри страны, о роли Церкви и распространении сектантства, о взаимоотношении народа и интеллигенции. Почти каждую статью можно без особых изменений публиковать в сегодняшних газетах – она будет раскрывать суть проблемы глубже, яснее, масштабнее нынешних авторов, ибо Достоевский самые малые и самые великие вопросы времени всегда решал в свете вечности, в свете Христовой истины.

Ф. М. Достоевский. Портрет К.Васильева.

Грядущее юбилейное 180-летие со дня рождения Ф.М.Достоевского может привлечь к его литературному и духовному наследию особое внимание россиян, причем, возможно, более широкого, чем раньше, числа людей. Замечу для примера, что недавно увидело свет особое новое издание “Достоевский – детям”. В мае 2001 года состоится важная конференция в Старой Руссе, в октябре – международный симпозиум по творчеству Достоевского в Баден-Бадене (Германия), в ноябре – юбилейная конференция в Санкт-Петербурге.

Сейчас порой звучат противоречивые оценки некоторых мест в “Дневнике писателя”, касающихся межнациональных отношений. Так ли это?

Говоря о “Дневнике писателя”, необходимо отметить вот что: порой встречающиеся тут резкие высказывания (“полячишки”, “жиды” и т.п.) не свидетельствуют о национализме автора: в каждом народе (в том числе и в русском) он обличал тех, кто узкоэгоистические или узконациональные интересы ставил выше христианской любви и всечеловеческого братства.

Нашим читателям, уверен, будет интересно узнать о Ваших личных впечатлениях о Старой Руссе и о чтениях по Достоевскому, проводимых в городе на Полисти…

Старая Русса – это, конечно, волшебное место… По моему мнению, старорусский дом-музей Ф.М.Достоевского – один из лучших музеев Достоевского в России, а может быть - и лучший. Дни наших собраний и встреч в Старой Руссе - одни из самых лучших и приятных дней в году, потому атмосфера старорусских чтений - замечательная и потому что мы собираемся вместе. Для нас это всегда огромный праздник!

В Старой Руссе сейчас продолжается создание музея одного произведения – романа “Братья Карамазовы”. Каждый, кто может внести свой вклад в создание такого музея, должен это сделать. Идея эта заманчива, но очень не проста…

Не меньшей остается степень сложности других проблем - будем их называть “нерешенными вопросами”. Вот одна из них: квартиру Достоевского в Москве на Божедомке, в одном из флигелей при больнице, предполагалось получить от правительства или в аренду, или в постоянное пользование - создать в этом помещении центр по изучению наследия Достоевского, где располагались бы и библиотека, и читальный зал, и продавались бы книги; там можно было бы проводить конференции. Но это затея не удалась из-за финансовых трудностей, отчасти из-за раскола между Фондом Достоевского и Обществом Достоевского. Это одна задача, которая не решена. Второй пример: слабый контакт между региональными организациями Общества, основной причиной чего являются опять-таки финансовые проблемы. Также пока не удается из-за нового законодательства об общественных организациях переоформить Общество Достоевского и реорганизовать его. Ведь никакой коммерческой и финансовой деятельности Общество не ведет за неимением самих финансов, и, следовательно, никакой финансовой отчетности не ведется, а это требуется законом...

Наша редакция искренне желает Обществу скорейшего и оптимального решения всех проблем и начала нового этапа в работе перерегистрированного Российского общества Достоевского. Мы уверены, что оно сможет оказывать разнообразную действенную помощь – научную, информационную, просветительскую и финансово-организационную - общественным, научным, учебным российским организациям, посвятившим себя исследованию и сохранению литературного и философского наследия, оставленного русскому народу его выдающимся сыном – Федором Достоевским.

Интервью взял Михаил Красильников,

абитуриент Российского университета дружбы народов

(Москва)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ